Уж если на русской земле и не изобрели шахматы, то играли в них с преудовольствием великим. И очень много сделали русские мастера для развития и прославления шахмат.
В наши края «шатрандж» (шахматы) попали прямо с Востока в VII веке. Купцы русские – народ любопытный и до чудес охочий. Вот и привезли они на своих ладьях, пропахших солью и восточными пряностями, шкатулки с игрушечными воинами, слонами, королями.
Сразу полюбилась нашим людям новая игра. Русский человек торопиться и суетиться не любит, у него всегда найдётся времечко полежать на печке да поразмыслить над шахматной задачкой. Быть может, и Илья Муромец не вставал с печи целых тридцать лет и три года, из-за того, что никак не мог решить шахматную задачу. А когда решил – встал, расправил плечи и пошёл решать другие важные дела, которых так много накопилось на земле русской.
Особенно много умельцев сыграть в шахматы было среди воинов-богатырей. Об этом даже в былинах сказано. Вот Ставр Годинович не только сам умел играть, но «ещё его молода жена Василиса Микулична хорошо играла в шашки да шахматы». А когда беда случилась, и попал Ставр в плен к князю Владимиру, то молодая жена собрала верную дружину и пошла мужа выручать:
Тридцать молодцов-стрельцов,
тридцать удальцов-шахматистов,
тридцать удальцов-песенников.
Сама переоделась в костюм заморского посла, да и отправилась в гости к князю Владимиру. Попировали и решили в шахматы поиграть. Условились: кто проиграет в шахматы – тому лезть под стол, на котором играли.
Первую заступь (партию) заступовали,
И ту посол поиграл (выиграл).
Другую заступь заступовали,
И другую заступь посол же поиграл,
Третью заступь заступовали –
Шах, да и мат, да и под доску…
«И молодой гость, посланник суровый, обыграл князя Владимира».
Князь Владимир должен был лезть под стол и оттуда кукарекать да обиды терпеть. Конечно, под стол он не полез, Но Ставра Годиновича к великой радости посла-Василисы, из заточения пришлось выпустить!
…По другой версии посол обыграл всех и сговорил:
«Никто в Расеи не мог меня обыграть. один-то меня и обыгрывал Ставр Годинович, когда я бывал во Чернигове, один-то меня обыгрывал…»
Пришлось самому Владимир-князю Стольно-Киевскому в подземелье ходить и выпускать Ставра из погребов глубоких. И сговаривал Ставру посол заморский:
«Помнишь ли, молодец Ставр сын Годинович, как мы с тобой живали во Чернигове?…»
Народный любимец гусляр и купец Садко прибыл однажды во дворец магараджи. Магараджа захотел получить волшебного коня Садко. А Садко же пленился птицей Феникс. Конечно, сели играть в шахматы. Хитрый магараджа велел танцевать красивым баядеркам, петь песни.
Ему хотелось, чтобы Садко меньше на доску глядел. Но и у Садко был помощник – старик Трифон. Ударили они по струнам гуслей. Вместе заманили в ловушку магараджу. Вернулись Садко и Трифон домой в Новгород, где вскоре весь город слушал трели птицы Феникс.